SFX: Далеки и Вторая Мировая война
– это
замечательное сочетание. Оно появилось с вашей подачи, или по запросу
Стивена?
Марк Гатисс: «Стивен просто сказал мне «Черчилль против Далеков!» И
эта одна
из тех идей, которую вы хотели бы, чтобы вам дали. Это не какой-то там
«Пикник
с мужчиной»! Это то, что увлекает. И эта идея пришла напрямую от
Стивена, после
того, как он сводил своих детей в штаб-квартиру Черчилля - они были
просто ей
очарованы. Вот так и определилось место действия. Сначала меня несколько
пугало
очередное использование Далеков, после многих лет их показа, но потом я
вспомнил, что у меня всегда было представление о том, что бы мне
хотелось с
ними сделать. Странным образом они, в своей сущности, ощущаются как
создания времен
Второй Мировой Войны. В них чувствуется некоторая связь с нацистами, мир
начала
60-х еще был в большой степени послевоенным – и есть чувство, что они
принадлежат этому времени. Они хорошо в него вписываются.»
SFX: Удивительно, что Доктор Кто так редко путешествует во времена Второй Мировой, но в
любом случае ранние истории про Далеков являются чистой метафорой для этого
периода. И исторически, когда они были созданы, война еще была достаточно
недавним событием.
«Да, это так. «Пустой Ребенок» был первым полноценным сюжетом о военном
времени, наравне с «Проклятием Фенрика». Я очень старался быть осторожным и
тактичным. Это не битва при Азенкуре – Вторая Мировая жива в памяти людей, и
это очень сильная и яркая память. Так что мне хотелось, чтобы это было
развлекательное кино выходного дня без затрагивания чьих-либо болевых точек. И
надо сказать, что после проделанных мной исследований для этого эпизода,
уважение к людям, прошедшим через войну, только усилилось. Очень сложно
встроить что-либо из этих исследований в эпизод, так как ты не хочешь, чтобы он
выглядел уж слишком поучающим, но я очень старался это сделать, и вызвать
чувство того, что вокруг идёт самая настоящая война, и это вовсе не остановка
на уик-энд перед развлечениями в космосе!»
SFX: Какого рода исследования вы проводили?
«Я прочел несколько биографий Черчилля, но кроме этого я прочитал много
дневников военного времени из Имперского Военного Музея. Они потрясающие – я
просто не мог прекратить чтение. Тот факт, что между победой и поражением для
нас была такая тонкая грань. Если бы Люфтваффе продолжило бомбардировать
британские аэродромы еще два дня, на этом бы все и закончилось. То, что они
передумали, было абсолютной случайностью. И когда ты такое читаешь, тебя
прошибает холодным потом. И еще люди, пишущие про авианалёты. Есть одна
удивительная история о медсестре, которая пишет о том, как люди привыкли к
авианалётам, они практически стали скучной рутиной. Некоторые просто не могли с
этим справиться. Она бежала с другом к убежищу, а на дороге стоял какой-то
человек. Они пытались увести его вниз, а он им сказал: «Отвалите, меня это всё
достало!» Он не спустился вниз. Они были в убежище с полчаса, налёт, судя по
звукам, закончился, а потом там написано, очень четким почерком: «Мы поднялись
на поверхность, и тот человек все еще был на дороге. Вот только его голова была
в шести футах от дороги.» И они вернулись к работе. А еще были эти лётчики ВВС
Великобритании, которые утром завтракали со своими лучшими друзьями, а к вечеру
все они были мертвы. Это невероятное время. На самом деле ужасно – с одной
стороны, шокирующе, а с другой наполнено самым удивительным жизненным опытом. И
Далеки!»
SFX: Наше поколение знакомо с этим временем через
военные комиксы и фильмы воскресного дня. Но как вы думаете, для современных
детей всё осталось таким же?
«Я уверен, что нет. Я всегда говорил своему отцу, что опосредованно у меня
было его детство, с фильмами Артура Аски и Флэш
Гордоном! Он говорил о чем-то, и я знал, о чем он говорит, так как это было
по телевизору. Военные комиксы – это практически исчезнувший жанр, но боже мой,
мы играли в «Япошки и коммандос» - и я не могу представить, чтобы современные
дети играли в это сейчас! Все это в моей крови. У меня странные вкусы как для гея,
так как я люблю военные фильмы, я люблю фильмы про Джеймса Бонда и фильмы выходного
дня, вроде «Куда залетают только орлы»,
это все просто впиталось в меня. Я не могу вообразить ничего чудеснее, чемсмотреть Большой Побег в понедельник праздничного
дня!»
SFX: Когда вы писали сценарий, Мэтт Смит был уже
утвержден на роль, или вы писали для некоторого обобщенного Доктора?
«Нет, он еще не был утвержден. В моем первом черновике был некий обобщенный
Доктор. У Стивена есть теория, по которой вы пишете о каком-то своем Докторе по
умолчанию. Он сказал: «Доктор похож на Пертви, не так ли?» А я думал, что пишу
о совершенно новом Докторе! Тогда я перечитал черновик снова, и подумал, ну да,
один-в-один Джон Пертви! Это очень забавно. Вы просто не в состоянии это
изменить. Но как только на роль взяли Мэтта, я посмотрел PartyAnimals, сериал о политике, в
котором он снимался, который просто великолепный, и в котором он очень
«Докторский», должен сказать. Я посмотрел его во всем, в чем только мог, а
потом и узнал его немного, и попытался скопировать манеру речи. Похожий принцип
я применил к Черчиллю, только что Мэтт намного доступнее Черчилля! Я просто
смотрел, как он строит фразы, какая у него энергия, и старался выстроить
персонаж исходя из этого.»
SFX: Так каково ваше мнение о Докторе Мэтта?
«Положа руку на сердце, я думаю, что он абсолютно чудесен. Очевидно, что ему
была задана высокая планка, но как сказал сам Дэвид, наиболее захватывающими
для фаната всегда были перемены. И в данном случае произошли самые большие
перемены, которые когда-либо были, если не считать возвращения сериала в 2005.
И нет спутника, который связывает разные части. Мэтт на самом деле эксентричен
в жизни, но не искусственно. Ему только 27, но он похож на Профессора Яффла из
сериала Bagpuss! Он очаровательно
старомоден – у него фантастические манеры. И так как он носит очки и в жизни,
он и вправду смотрит поверх них, когда они надеты! Он смотрит на тебя, как
школьный учитель. Это просто потрясающее качество. Он полон жизни, и идей, и
очень забавный. Я думаю, что сериал без сомнений в очень хороших руках.»
SFX: Что для вас является определяющим в его Докторе?
«В его Докторе наиболее выражена ипостась ученого из всех других Докторов. В
нем есть что-то от Тротона, и Мэтт очень уважает Патрика Тротона, но есть
что-то в его желтых заплатках, что-то очень академическое в нем… вы можете представить,
что в его кармане тряпка для вытирания доски, и что он в чулане сооружает
атомную бомбу или что-то вроде этого! Сейчас я повторяю уже существующее клише,
но он в значительной степени является старым человеком, заключенным в тело
молодого. Это правда! И у него еще есть некоторая неуклюжесть… Смотреть на него
всё равно как смотреть на новорожденного жеребенка, спотыкающегося в стойле. Он
всегда сбрасывает вещи, и ты начинаешь это вписывать в сценарий, поскольку
такое случается настолько часто! У него большие руки, густые волосы и большие
ноги, и в этом есть что-то умилительное, он словно большой ребенок.»
SFX: Он привнес и много клоунады, не так ли?
"Да, у него это потрясающе выходит. И он не может остаться в стороне от реквизита.
Он всегда его подбирает и начинает с ним баловаться.
SFX: Существует общее мнение, что про Далеков трудно
писать. Ваш опыт это потдверждает?
«И да, и нет. Мой основной источник очевиден – это «Сила Далеков.» Я никогда
не видел этот эпизод, но мне нравится сама идея о том, что они могут быть
коварными. Это одна из наиболее недооцененных идей в Докторе Кто – идея о том, что Далеки, будучи тихими и умными очень
пугающи, намного больше, чем когда они просто бросаются лающими приказами. Вот
так и появилась мысль о них, изображающих из себя что-то, чем они не являются…
Даже если бы «Сила Далеков» не была утрачена, имело бы смысл заново воплотить
эту идею, поскольку она настолько сильная. В некотором роде это очень сложно,
потому что есть определенные вещи, которые просто невозможно представить, что
они будут сказаны Далеками, но в то же время, когда ты делаешь их коварными, и
притворяющимися, что они не то, кем являются, то все становится на свои места.
И я надеюсь, что у меня все получилось с тем, когда они говорят «Не желаете ли
чашечку чаю?» И эту фразу просто удивительно слышать, когда она произносится голосом
Далеков! Я надеюсь, что это не звучит, словно в скетче, но соответственно той
роли, которую они играют в эпизоде.»
SFX: Насколько далеко вы можете это развить прежде
чем оно станет похоже на пародию?
«Надеюсь, не настолько далеко! Но я думаю, это полностью зависит от того, что
у вас запланировано на оставшуюся часть серии. В этой серии только Доктор
знает, кто они такие, и ему никто не верит. Так что я надеюсь, что вы увидите
контраст между абсурдностью Далеков, говорящих подобные вещи, и взбешенным
таймлордом в углу, пытающемся убедить людей в том, что он говорит правду.»
SFX: Что для вас является эталоном историй про
Далеков?
«Мне очень нравится «Планета Далеков». Я все еще люблю этот сюжет. Несмотря
на все недостатки, он своего рода совершенство. И я смотрел на прошлой неделе
передачу Брайана Кокса Чудеса Солнечной
Системы, и в солнечной системе есть своего рода ледовые вулканы! И я
подумал – хорошая работа, Терри Нейшн! А люди никогда тебе не верили! Так же,
определенно, «Сила», и я думаю, что «Смерть Далекам» крайне недооценена. Очень
интересная история. Это Терри Нэйшн, думающий: «Чего я еще не делал?» - и забирающий
их возможность убивать… потрясающая вещь. Мне также нравится «Генезис», конечно
же, и я очень люблю «Разоблачение Далеков». И «Воспоминание» - это
замечательная история. Да большинство из них, по-честному! Сегодня по дороге в
Кардифф я смотрел «Преследование», которое я раньше видел только однажды и
очень давно, и очень странно, что только третья история про Далеков, хоть
как-то подходит под определение комедии, и они больше никогда не делали ничего
подобного.»
SFX: Правда ли то, что в этом эпизоде вы играете роль
пилота «спитфайра»?
"Когда мы снимали эпизод прошлым летом, ко мне кто-то подошел, и спросил:
«Правда ли то, что ты собираешься озвучить пилота «спитфайра»?» И я ответил:
«Нет…» На следующий день еще двое связались со мной, и сказали «О, это хорошо
придумано – ты сыграешь камео пилота «спитфайра»?» И я сказал «Нет…» Несколько
недель спустя Энди Прайор, режиссер по кастингу, написал мне е-мэйл, где было
сказано: «Я так понимаю, что ты хочешь сыграть пилота «спитфайра»…» Я написал
ему в ответ: «Нет! Но я сыграю, если ты хочешь, чтобы я это сделал!» Таким
образом я и стал – Википедия может записать – первым и единственным человеком
до настоящего времени, который писал сценарии для сериала, и играл в нём дважды! И это может быть высечено на
моей могильной плите.»