Мы беседуем с Адамом Смитом – человеком,
под руководством которого Мэтт Смит дебютировал в роли Доктора.
Адам Смит делал видеоклипы и дляChemicalBrothers, идля Streets, ставил серии для «Молокососов» и «Крошки Доррит», а
теперь на него возложена колоссальная ответственность – сопровождать
Одиннадцатого Доктора в его первом приключении (не говоря уже о двухсерийном
возвращении Плачущих Ангелов в продолжении сезона, ради которого он
воспользовался своей записной книжкой и пригласил Майка Скиннера из Streets сыграть небольшое камео).
Сегодня утром мы позвонили Смиту, чтобы поболтать с ним о его впечатлениях от
«Доктора Кто».
SFX: Вы сделали много видеоклипов, режиссировали серии «Молокососов»
и «Крошки Доррит», а теперь - поставили три серии «Доктора». Вы определенно
любите разнообразие…
Думаю, на
самом деле я всегда ищу сюжет, и если там есть хороший сюжет и – это звучит так
претенциозно! – он о чем-то говорит мне лично, и я чувствую, что могу что-то
ради него сделать, это и становится основным критерием. Я прочитал сценарий
первой серии «Доктора Кто», и он оказался просто блестящим – особенно я
влюбился в первые двадцать минут, в эту сказку о маленькой девочке, которая, в
сущности, встречается с Дедом Морозом. Точно так же меня привлекла и
перспектива поработать с Мэттом, поскольку я видел его на сцене, и он значился
в списке актеров, с которыми я хотел бы когда-нибудь поработать.
SFX: Вы – новичок во вселенной «Доктора Кто». Вас просили
привнести в нее какие-нибудь радикальные перемены?
Задача
состояла в том, чтобы сделать практически то же самое, но немного другое –
продюсеры не хотели радикальных перемен, но хотели изменений. В ходе первой
беседы меня спросили, как именно я собираюсь изменять сериал, и я ответил, что
надо всего лишь точно следовать сценарию, и что не стоит делать что-то только
ради перемен – надо поступать, как велит сценарий, и если изучать сценарий
достаточно долго, подсказки обнаружатся сами собой. Но был еще важный аспект –
сделать ощущение от сериала более кинематографическим. Итак, я оглядывался на
Тима Бартона, и еще на «Инопланетянина», потому что в «Инопланетянине» есть то
самое волшебство – «волшебство» было ключевым словом в нашем разговоре.
SFX: Подступаясь к такому шоу, как «Доктор Кто», за которым –
почти пятидесятилетняя история, вы должны были воспринимать серию так, словно она
– самая первая, или были определенные правила, которым вы должны были
следовать?
Я часто
спрашивал Стивена Моффета, всегда ли ТАРДИС должна была делать вот это, и
всегда ли поступает вот так, и таких моментов было довольно много, но в целом,
я думаю, к серии надо подходить так, будто это самостоятельная история с
собственным характером. Вы должны обыгрывать то, что есть на странице, и мы в
самом деле старались нащупать человеческие взаимоотношения и проследить за тем,
как они работают. Я думаю, что надо просто идти за сюжетом, который перед вами,
за тем, что на этой странице, и на следующей, изучать ее, докапываться до сути
происходящего и обнаруживать такие вещи из подсознания Стивена, о которых он вряд
ли хотел бы ставить нас в известность!
В начале
репетиций и разговоров с Мэттом мы много беседовали о том, кто такой Доктор.
Моей главной целью было обыграть истинную суть персонажа, а не то, как именно
он спасает мир – в реальной жизни даже в самых напряженных ситуациях вы все
равно сохраняете те же взаимоотношения, что и в обычной обстановке. Какой бы
сложной не была ситуация, человеческие взаимоотношения главенствуют над ней, и
в каком-то смысле именно этим вы и вовлекаете аудиторию в шоу: создавая человечных
персонажей, а не супергероев. Например, в случае с Ривер Сонг [которая
возвращается в сериях про Плачущих Ангелов] и Доктором мы в действительности
обыграли образ давно женатой пары – даже пытаясь спасти мир, они все равно
цапаются по мелочам. На репетициях мы говорили, что это слегка напоминает спор
мамочки и папочки из-за управления машиной, хотя на самом деле Ривер и Доктор
пытаются спастись и спасти людей, которые рядом с ними.
SFX: Хотя «Одиннадцатый час» открывает сезон, две серии про Плачущих
Ангелов» - «Время Ангелов» и «Плоть и камень» - стали первыми съемками для
Мэтта Смита. Была ли польза в том, чтобы начинать со знакомыми персонажами,
такими, как Ривер и Ангелы?
На самом деле,
я думаю, это было серьезное бремя, потому что «Не моргай» - настолько
блестящая, блестящая, блестящая серия, и я все думал, сделаем ли мы что-то
столь же хорошее? В то же время это было здорово, потому что это такие
удивительные, страшные монстры, такая блестящая задумка. Но съемки с ними были
абсолютным кошмаром! На самом деле это люди в пластическом гриме, и добиться,
чтобы люди стояли неподвижно в этих позах, и время, которое требовалось, чтобы
подготовить их, и наш график, и съемки в лесу, когда шел дождь, и люди не могли
ходить, потому что была грязь, а мы снимали по ночам в течение двух недель… Там
было полно «отличных возможностей», как сказали бы американцы – и, пожалуйста,
поставьте эти слова в кавычки. Я говорю это не всерьез!
SFX: Вы снимали эти первые серии под прицелом английской прессы,
когда повсюду сновали папарацци. Обстановка была очень напряженной?
Да, но я изо
всех сил старался – насколько это возможно – заслонить Мэтта и Карен от этого и
сосредоточить их на том, что мы делали. Кроме того, мы с Мэттом сразу же заключили
пакт – не заговаривать о предыдущем «Докторе Кто», потому что нас наняли
сделать работу, и все, что мы можем сделать – это сделать ее как можно лучше. Я
думаю, если начать размышлять о том, как бы начать так же хорошо, как было
прежде… Разумеется, вы держите это в голове, но вы не должны выпускать эту
мысль наружу, потому что она заставит вас потратить впустую много сил и в конце
концов сокрушит вас.
Временами вы
забываете, насколько это масштабная задача – но вместе с тем она действительно
прекрасна. Мы снимали несколько сцен в доме по соседству со школой, и Мэтт
выходил, и встречался с детьми, которые облепили забор, и было так здорово
осознавать, что эта программа приносит людям столько радости и волнения, и
думать о том, как прекрасно и здорово работать над таким сериалом. Я в самом
деле надеюсь, что мы способны справиться с задачей!
SFX: Когда смотришь на Мэтта, создается впечатление, что каждый
дубль отличался от других. Так ли это?
Да, он хочет,
что бы все было непосредственным, родившимся под влиянием момента, а не
продуманным и техничным – хотя часть работы по необходимости была именно такой,
и он на этом действительно вырос. Мы просто старались поддерживать эту
непосредственность. Часто я делал дубль, как хотел, а затем, к ярости группы,
говорил – давайте снимем еще один, а ты делай, что хочешь. Это не очень
нравилось группе, но очень нравилось Мэтту, который выдавал вам нечто
совершенно иное. Это не очень нравилось и редактору, потому что иногда влияло
на связность, но я предпочитаю добиваться блестящей актерской игры, а не
беспокоиться из-за связности.
SFX: Часто ли вы в итоге использовали именно эти последние дубли?
Бывало
по-разному. Мэтт на самом деле очень сильно реагирует на других людей. Он был
великолепен с Кейтлин, которая играла маленькую Эмилию [девочку из первой
серии], и часто я давал указания другому актеру, а не Мэтту – я попросил Оливию
Колман по-настоящему дразнить и провоцировать его, и его реакция была
мгновенной. Когда актеры делали что-то неожиданное для него, и наоборот,
получался прекрасный, непосредственный, исполненный настоящего чувства
материал. Таким образом удавалось как бы сохранять свежесть и
непосредственность.
SFX: В первой серии между Мэттом и Карен явно ощущается
фантастическая экранная «химия». Вы что-нибудь предпринимали, чтобы добиться
этого?
Они отлично
сработались, но в самом начале, перед тем, как мы приступили к съемкам
четвертой и пятой серий, когда мы репетировали, я сказал, что Мэтту и Карен
нужно совместное приключение. На Кардифф-бэй есть одно место, куда добираются
на лодке, и это действительно сложная прогулка, и я сказал: смотрите, вы должны
отправиться вдвоем, чтобы испытать нечто по-настоящему увлекательное, вместе
смеяться и вопить, просто ощутить это чувство. И они отправились, и сделали это,
и я думаю, что Карен получила еще больше удовольствия, чем Мэтт!